Советы по выполнению домашней работы
Послушание без наказаний: практическое руководство для родителей
Дети не слушаются и нарушают правила. Это происходило, происходит и будет происходить. «Волшебную таблетку от непослушания» ещё не придумали. Наказания не помогают. Что же делать родителям?
Для начала попытаемся разобраться в том, зачем вообще наказывать детей.
Дети постоянно расширяют границы, не слушаются, нарушают правила. Это естественные условия их личностного развития. Взрослые, соответственно, оказываются в позиции противодействия. Вынуждены держать рамки, предъявлять требования, призывать к порядку. Когда добиться послушания словами не получается, в ход идут наказания.
Давайте совершим небольшой экскурс в историю, чтобы узнать о том, как менялось отношение к наказанию детей в нашей стране.
В Древней Руси наказание производилось из любви к ребёнку, как необходимая мера воспитания и считалось благом. Детей били розгами, ставили на горох, лишали еды, сажали в карцер. Это считалось нормальным и было принимаемо большинством, даже самими детьми.
В царской России возможность телесных наказаний в учебных заведениях стала зависеть от воли правителя. Наказания то отменялись, то становились обязательными и даже прописывались в уставе учебного заведения. Наказание в семьях зависело от сословия. В некоторых дворянских семьях детей не наказывали физически, но могли лишить сладкого, развлечений, общения с родителями.
В советских школах наказание считалось «пережитком буржуазного прошлого» и было строго запрещено.
Вместо этого использовались общественные порицания, вызов родителей к директору, могли не принять в пионеры, исключить из коллектива. Параллельно шла пропаганда правильного правильного поведения среди детей.
Пропаганда свободного воспитания велась и в семьях. Но здесь ситуация по - прежнему зависела от взглядов родителей.